Автор проекта: Надежда Олухова (ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Усолье-Сибирское»)

Какую проблему решает проект:

Цель: подготовка выпускников к самостоятельной жизни.

  1. Создание среды, приближенной к самостоятельному прожи-ванию
  2. Повышение уровня самостоятельности.
  3. Формирование осознанного отношения к своему будущему.
  4. Развитие навыков самоорганизации и саморегуляции, уме-ния анализировать свою деятельность.

Дети, находящиеся под опекой государства и воспиты-вающиеся в учреждениях интернатной системы, испытывают более 32 рисков после выпуска. Много лет они находятся под контролем множества специалистов, которые опекают, контролируют и следят за каждым шагом ребёнка, чтобы уберечь его от неприятностей, с которыми он может столкнуться, начиная от режимных моментов подъема и отбоя, заканчивая выдачей порции обеда или ужина. Дети обеспечиваются готовым пятиразовым полноценным питанием, педагоги и воспитатели контролируют ход самоподготовки, внешний вид воспитанников. В системе организован досуг: работают кружки, секции, проводятся мероприятия.

Когда выпускники заселяются в общежитие — им предо-ставляется полная свобода действий и самостоятельность. На этаже общежития обычно дежурит один воспитатель, который не может охватить своей заботой и вниманием всех студентов.

Очень часто ребята, поступая в училище, не могут учиться, контролировать свои действия, в силу недостаточно сформированной самостоятельности, поэтому многие из них – отчисляются по достижению 18 лет. Поэтому был разработан проект «Перезагрузка», прин-ципами которого являются: — постепенное усложнение предъявляемых к воспитанникам требований и задач в сфере практической деятельности; — постепенное расширение зон самостоятельности и ответ-ственности на фоне того, что контроль со стороны воспитате-лей-тьюторов снижается, а уровень ответственности воспитан-ника увеличивается.

Этапы проекта:

Подготовительный этап: разработка проекта, обсуждение, со-здание условий, стартовая презентация, проведение социально-психологической диагностики. Основной этап: проведение проекта, контроль и сопровожде-ние, поведение самооценки деятельности в баллах (за один день по 15 критериям можно заработать 30 баллов).

Заключительный этап: выпускной, выдача сертификатов на предметы первой необходимости, проведение социально-психологической диагностики. Этап сопровождения: оформление опеки с раздельным прожи-ванием педагогами Центра, встречи – 2 раза в год, проект «По-сылка выпускнику», участие выпускников в социально-значимой деятельности «Отряд добра». Направления деятельности: — самообслуживание; — самоконтроль; — саморегуляция. Зоны самостоятельности:  выполнение режима дня;  составление и выполнение плана на день;  учебная или трудовая деятельность;  приготовление пищи;  поддержание порядка;  аккуратный внешний вид;  организация свободного времени;  посещение занятий и мероприятий;  проявление заботы об окружающих;  бесконфликтное общение.

Временные этапы снижения контроля на этапе апробации: 16.06 — 30.06 – под контролем повышается уровень самостоя-тельности; 01.07 – 31.07 – контроль снижается; 01.08 – 25.08 – самостоятельная деятельность под минималь-ным наблюдением. Ежедневно воспитанники готовят ужин, а по выходным – обед, осуществляют трудовую активность, проводят самооценку по дневнику наблюдений, зарабатывают баллы на предметы первой необходимости: постельное белье, посуда, мелкая бытовая техника. Формы цикличных мероприятий: — встречи с интересными людьми «Мужской разговор» или «Женский разговор»; — рыболовный туризм; — «Званый ужин»; — «Подарок на память Центру». Итоговое мероприятие: выпускной. В январе 2017 года будет проведена встреча выпускников, ко-торые участвовали в проекте. Все воспитанники, участвовавшие в проекте, переданы педагогическим работникам Центра под опеку с раздельным проживанием.

Какой механизм решения предлагаете?

В рамках проекта «Перезагрузка» возможно использование электронного ежедневника, так как выпускниками проводится самоконтроль, заполняется дневник наблюдения по 15 критериям, выставляя по каждому от 0 до 2 баллов: Самообслуживание: Развитие жизненно важных навыков (поддержание чистоты, порядка и уюта) Ведение домашнего хозяйства (ремонт, стирка, глажение, приготовление пищи, посещение магазина, рынка) Соблюдение личной гигиены Обращение с бытовой техникой Саморегуляция и самоорганизация: Соблюдение режима дня Выполнение правил поведения Выполнение правил внутреннего распорядка Участие в мероприятиях Центра Участие в программе «Сталкер» Проявление заботы об окружающих Развитие трудовых и предпрофессиональных навыков (своевременный выход на рабочее место, качество выполнение рабочего задания) Навыки взаимодействия с социальными структурами: моделирование ситуаций правильного обращения в социальные структуры Экономическая грамотность: экономное ведение хозяйства, рациональное расходование продуктов Бесконфликтное общение, употребление ненормативной лексики Ведение «Копилки выпускника» В ежедневнике возможен справочник»Копилка выпускника» с советами по всем критериям, тесты, фотоальбом и т.д. Для взрослых, участвующих в проекте также могут быть создан разделы, куда будет стекаться сводная информация об успехах подопечных. Обязанности взрослых участников проекта: — руководителя: планирует и контролирует работу проекта, ве-дет документацию для своевременного издания приказов, осу-ществляет подготовку сотрудников, пользуется материалами сопровождения, анализирует работу, обеспечивает продуктами питания и другими ресурсами. — тьюторов-воспитателей: дают детям понять, что за их жизнью наблюдают; осуществляет контроль в ходе проекта; не делают устных замечаний, но вносят их в журнал; вмешиваются в дела детей, если они нарушают инструкцию по технике безопасно-сти, а также в случае деструктивного поведения; обучают при-готовлению пищи. — диетсестры: помогает составить меню, распределить продук-ты, консультирует по приготовлению пищи. — социального педагога и педагога-психолога: осуществляют социально-психологическое сопровождение. Обязанности воспитанников: проводится анализ прожитого дня с выставлением баллов по дневнику наблюдений; составляется план на день с учетом прожитого дня; соблюдается режим дня; соблюдаются правила внутреннего распорядка; участие в приготовлении пиши; Формы контроля:  ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ (заполняется ежедневно совместно с воспитателем)  Журнал контроля (заполняется воспитателем в течение дня)  Анкета выпускника (проводится социальным педагогом в начале и в конце проекта)  Диагностика по двум индикаторам: — социально-бытовые умения (умение готовить простые блюда, распределять продукты питания, пользоваться бытовой техни-кой, поддержание порядка, распределение времени, навыки этикета), — личная зрелость (Тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха) Ближайшая перспектива: — Повышение уровня самостоятельности:формирование соци-ально-бытовых навыков, навыков самоорганизации и саморе-гуляции. — Осознанное и ответственное отношение к своему будущему. — Объективное оценивание и осмысление своих возможностей. — Усвоение норм и правил бесконфликтного и конструктивного общения. Долгосрочная перспектива: благополучное вхождение выпускников в социальную среду, нахождение своего места в ней, способность к осуществлению необходимых социальных функций в соответствии со своими потребностями и возможностями.

Кто ваша целевая аудитория?

выпускники Центра, дети от 15 до 18 лет, в 2017 году — 7 чел.

Кто вам нужен для реализации проекта?

Программист, Дизайнер

Что уже сделано в проекте?

Летом 2016 года в апробации проекта приняли участие 12 вы-пускников. В 2016-2017 гг. принимает участие 7 выпускников. Итоговая анкета среди выпускников в августе 2016 г. показала, необходимость и желательность проведения проекта в будущем (100%). Проект реализуется в Центре помощи детям в течение года и внедряется, как система работы. Может являться альтернативой социальной квартире.